Индекс скорости
Величина указывает на максимально допустимую скорость для определенной модели резины. В маркировке индекс скорости мотошины следует сразу после индекса грузоподъемности. Параметр обозначают буквами, которым соответствуют числовые значения в км/ч.
Если превысить показатель индекса, покрышка износится раньше времени. Чтобы продлить срок службы шины, производители рекомендуют всегда снижать максимальные показатели на 10%.
Индекс скорости (буква) | J | K | L | M | N | P | Q | R | S | T | ||
Макс. скорость (км/ч) | 100 | 110 | 120 | 130 | 140 | 150 | 170 | 170 | 180 | 190 | ||
U | H | V | VR | W | Y | ZR | ||||||
200 | 210 | 240 | >210 | 270 | 300 | >240 |
Индекс нагрузки
Величина указывает на максимальную грузоподъемность одной покрышки. Индекс нагрузки мотошины имеет числовое обозначение, которому соответствует вес в килограммах. Параметр указывают сразу же после типоразмера.
Если величина нагрузки будет превышена, то покрышки деформируется. Однако допускается краткосрочное превышение нагрузки на 30%.
Индекс нагрузки (число) | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | ||
Нагрузка на шину (кг) | 140 | 145 | 150 | 155 | 160 | 165 | 170 | 175 | 180 | 185 | 190 | ||
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 |
195 | 200 | 206 | 212 | 218 | 224 | 230 | 236 | 243 | 250 | 257 | 265 | 272 | 280 |
65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |
290 | 300 | 307 | 315 | 325 | 335 | 345 | 355 | 365 | 375 | 387 | 400 | 412 | 425 |
79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | |
437 | 450 | 462 | 475 | 487 | 500 | 515 | 530 | 545 | 560 | 580 | 600 | 615 |
Маркировка мотошин

Ширина моторезины
В маркировке 190/50 R16 ширина указана цифрами — 190. Параметр измеряется в миллиметрах. Значит, ширина покрышки составит 190 мм.
Сам параметр ширины — это отрезок, расположенный между наружными сторонами боковых зон накаченной резины. Расстояние измеряют только по сторонам боковых профилей без учета других выпуклостей.
Высота, или профиль мотошины
В маркировке 190/50 R16 показатель высоты или профиля шины обозначается цифрами 50. Этот параметр указывает на процентное соотношение высоты к ширине резины.
Чем меньше высота, тем лучше устойчивость колеса. Покрышки с низким профилем показывают лучшую управляемость и торможение при вхождении в крутые повороты.
Чем выше профиль, тем лучше проходимость колеса. Покрышки с высоким профилем отличаются плавностью хода и долгим сроком службы.
Профиль шины — расстояние по высоте шины от обода до покрышки с одной из боковых сторон. Покрышка должна быть накачанной.
Тип мотошины
По типу мотоциклетные шины бывают двух видов:
- Радиальные
Обозначаются как «R». В такой конструкции кордовые нити не пересекаются, они проходят по радиусу колеса. В верхней части шины расположен прочный брекет, состоящий из нитей, для которых применяют сталь и специальные синтетические материалы. Именно на брекет приходится основная нагрузка, которую он равномерно распределяет по окружности колеса.
Плюсы: устойчивость к деформации, воздействию повышенных скоростей, постоянных нагрузок, стойкость к нагреву из-за меньшей внутренней силы трения.
Радиальную резину ставят на спортбайки и road-мотоциклы.
- Диагональные
Обозначаются как «В» или знаком минус. В диагональной конструкции кордовые нити перекрещиваются между собой под определенным углом в направлении движения колеса.
Конструкция состоит из нескольких слоев, между которыми равномерно распределяется нагрузка, что делает шину очень прочной, способной выдерживать эксплуатацию в плохих дорожных условиях.
Диагональную резину ставят на байки класса кросс и эндуро.
Найти маркировку типа мотошины можно рядом с посадочным диаметром шины. К примеру, R15:
- R — радиальная моторезина.
- 15 — посадочный диаметр покрышки. Параметр измеряется в дюймах и указывает на размер той части шины, которая взаимодействует с колесным диском.
Ось применения
Параметр указывает на ось, для которой подходит покрышка:
- F или Front Wheel — для передней оси.
- R или Rear Wheel — для задней оси.
Если обозначения отсутствуют, значит, моторезина относится к универсальной. Она подходит для установки как на заднюю, так и на переднюю ось. Обычно F/R шины ставят на мотороллеры и другую мототехнику с малым объемом двигателей.
Конструкция мотоциклетной резины
Конструкция указывает на части, из которых состоит покрышка:
- TL — бескамерная. В такой резине не используется воздушная камера. Она устойчива к проколам, отличается высокой прочностью. Но установить такую шину можно не на каждый диск.
- TT — камерная. Конструкция состоит из двух элементов: шина — верхняя часть, воздушная камера — внутренняя часть. Камерные модели менее устойчивы к проколам, но обладают хорошей естественной амортизацией.
Направление вращения мотошины
Обозначение направления вращения можно найти на боковой части покрышки. Параметр маркируется стрелкой или надписью Wheel Rotation. Такую маркировку применяют только для асимметричного протекторного рисунка.
Если используется симметричный протектор, то никаких обозначений не нужно, так как такие шины вращаются в любую сторону.
Максимальное давление
На мотоциклетных покрышках можно найти обозначение давления. Этот параметр указывает допуски к эксплуатации шины. Найти соответствующую маркировку можно на боковой части изделия под основными метрическими обозначениями.
Давление маркируется так: 300 kpa (43.5 psi) cold. Слово «cold» указывает на то, что максимальное давление указано для холодной накачки. При разогреве давление будет увеличиваться.
Дата изготовления
Даты указывают на лицевой стороне покрышки. В большинстве моделей маркировка даты состоит из расположенных в ряд четырех цифр. Иногда это обозначение находится в прямоугольной рамке с круглыми краями. К примеру: 1319.
- 13 — тринадцатая неделя.
- 19 — 2019 год выпуска.
На резине, изготовленной до 2000 года, стоят только три цифры: 278. Здесь 27 — неделя, а 8 — 1998 год. Но такую маркировку уже не применяют.
Виды мотошин

Производители выпускают покрышки для разных классов мотоциклов. Расшифровка видов мотошин выглядит так:
- Classic — классическая моторезина, предназначенная для чопперов и других видов тяжелых мотоциклов, которые преимущественно эксплуатируются в условиях городских дорог и трасс.
- Enduro — моторезина для мотоциклов класса эндуро. Характеризуется очень мягким и достаточно широким кордом, а также компаундом повышенной эластичности. Такая особенность позволяет резине цепляться за любую поверхность: галька, песок, бревна, скалы. Совмещает в себе рабочие качества покрышек для триала и мотокросса.
- Motocross — шины, предназначенные для мотокросса. Особенности: превосходное поперечное и продольное сцепление с дорожным покрытием, хорошая маневренность при прохождении поворотов. Такая резина используется только для «внедорожного» мотоспорта.
- Road — долговечная дорожная моторезина, которую устанавливают на байки класса спорт и гиперспорт, туринг, урбан, трэл. В состав резины входят специальные компоненты, которые делают ее более твердой, что и позволяет продлить срок службы.
- Speedway — мотошины, которые эксплуатируются исключительно в условиях кольцевых гонок. Особенности: усиленные плечевые зоны, уверенный старт, превосходная управляемость на поворотах, протекторный рисунок, состоящий из ламелей.
- Sport — мотопокрышки для спортивных байков. Обеспечивают эффективное сцепление с дорогой. Отличаются стойкостью к нагреву. Имеют оптимальное пятно контакта, что позволяет с легкостью проходить сложные повороты. Этот вид мотошин подойдет для скоростных трасс, агрессивной манеры вождения.
- Touring — резина для спокойной езды в условиях городских дорог и асфальтированных трасс. Обеспечивает надежное сцепление с замерзшей дорогой.
- Track — трековая резина, или слики, предназначенная для использования только в условиях гоночных трасс. Обеспечивает максимальные скоростные характеристики на профессиональной трассе.
- Trial — шины, созданные для мотоциклов, которые используются для триала. Изделия отличаются мягким составом резиновой смеси, что позволяет им обеспечивать хорошее сцепление с гравием и камнями. Подходит для горной местности.
Технология производства каркаса
Для разных конструкций мотошин используют следующие обозначения:
- REINF или Reinforced — усиленный каркас, для дополнительной прочности которого применяют многослойный корд.
- MBS — кевларовый корд. Эта технология позволяет шине оставаться устойчивой к деформации под воздействием повышенных скоростей.
- XL или Extra Load — покрышки, устойчивые к воздействию повышенных нагрузок. Такие шины предназначены для сложных условий эксплуатации.
- SAG или Super All Grip — резина, предназначенная для эксплуатации в условиях бездорожья. Отличается повышенной проходимостью.
- SL или Limited Service — изделия с ограничением по сроку эксплуатации.
- NHS или Non Highway Service — моторезина устанавливается на технику, которая эксплуатируется в условиях скоростных трасс.
- DOT — резина соответствует требованиям по нормам безопасности, принятым Министерством транспорта США.
- EUCX — продукция имеет сертификат ЕС.
- B или Е в круге — мотопокрышки прошли испытания и соответствуют требованиям ЕЭК ООН. После буквенного обозначения может стоять цифра, которая указывает на страну, где проводилось тестирование шин.
Разбор маркировки мотошины
На примере мотоциклетной шины Bridgestone Battlax Adventure Cross Ax41 170/60 B17 72Q TL Rear подробно разберем ее обозначения:
- Bridgestone — бренд.
- Battlax Adventure Cross Ax41 — модель покрышки.
- 170 — ширина профиля моторезины, измеряется в миллиметрах.
- 60 — процентное соотношение высоты профиля к его ширине. При расчете это значение равно: (170 мм/100%) × 60% = 102 мм.
- B — диагональная шина.
- 17 — диаметр посадочного диска, измеряется в дюймах.
- 72 — индекс нагрузки, равный 355 килограммам на шину.
- Q — индекс скорости, равный 160 км/ч.
- TL — Tubeless или бескамерная покрышка.
- Rear — универсальная мотошина, которая устанавливается как на заднее, так и на переднее колесо.