Отличия в эксплуатации кроссового и эндуро
Основное различие «железных коней» в сфере их эксплуатации. Поэтому для начала следует понять, в каких условиях используют оба ТС:
- кроссовый мотоцикл создан для скоростной закольцованной трассы – обычно она хорошо знакома гонщику. На такой дороге нет препятствий: только разные трамплины для высоких вылетов и приземлений. Режим езды подразумевает резкие торможения, ускорения нажатием педали газа до упора. Мотокросс проводят днем или при искусственном освещении;
- с эндуро не все просто, поскольку ежегодно появляется все больше разновидностей. Но чаще всего такие байки эксплуатируются на малоизвестных трассах максимальной протяженности: среди особенностей – естественный рельеф. На трассе приходится и резко ускоряться, и аккуратно справляться со всеми препятствиями на минимальной скорости. Среди возможных препятствий – бревна, камни, узкий мост.
Особенности кроссового мотоцикла

Среди особенностей кроссового байка:
- высокооборотистые двигатели. Слабое место двигателей – плохие «низы». Основная цель такого ТС – максимально быстрый разгон: двигатели функционируют на высоких оборотах с повышенным крутящим моментом. На таких двигателях почти невозможно ездить медленно: максимальная мощность только растет. Двухколесный вариант не создан для спокойной езды: к нему тяжело приспособиться из-за резкого реагирования на открытый газ. Из недостатков – максимальный расход бензина;
- подвески для прыжков. За счет зажатых и жестких подвесок байк не совершает ненужных движений на прямой трассе. А поскольку подвески энергоемкие, байку удается минимизировать энергию при приземлении. Еще одна особенность ТС – высокое седло. Преодоление препятствий на стоковых подвесках станет для байкера проблемой. Подвески неэффективно глотают неровности, все отдается в седло и руль;
- вынос вилки. У байка колесо идет вперед. Такая конструкция помогает добиться устойчивости на максимальной скорости. Маневренность на минимальной скорости в данном случае не нужна;
- короткие передачи. Сложный рельеф ограничивает скоростной режим до 100 км/ч. А поскольку двигатель функционирует только на высоких оборотах, нужны сближенные передачи для быстрого разгона мотоцикла. Поэтому байкеры, первый раз севшие на такой байк, не сразу понимают, на какую передачу они переключились: ТС едет почти так же;
- заднее колесо на 19”. Низкопрофильная резина стабильнее и жестче на максимальных скоростях;
- маленький бензобак. Топлива хватает только на несколько заездов, бак рассчитан не более чем на 7 литров;
- отсутствие фонаря, фар. Нет никакого света, но поскольку кроссовый мотоцикл эксплуатируют в светлое время, проблем не возникнет;
- нет электростартера. До 2015 года у кроссовых байков был только кикстартер – ТС заводился ногой. Но у современных двухколесных появились легкие электростартеры: если купите новую модель, эта особенность не станет препятствием;
- отсутствие подножки. Для облегчения конструкции подножку на транспортное средство не ставят. Есть только подставка, на которую «железный конь» опирается между заездами.
Особенности эндуро

Среди особенностей спортивного байка:
- мягкие подвески для «проглатывания» бревен, камней, неровностей и иных препятствий. Подвески регулируются, мотоцикл подстраивается под особенности трассы. Байкер может настроить ТС для серьезных прыжков и медленной езды;
- большой бензобак. Объем бака транспортного средства позволяет проехать всю гонку без заправки;
- двигатель с низовыми параметрами. Эта особенность касается четырехтактных мотоциклов;
- заднее колесо на 18”. Диаметр обода спортивного мотоцикла на см ниже, чем у кроссового, поэтому можно использовать высокопрофильную резину;
- коробка передач для комфортного вождения при любых оборотах. Такие байки медленнее разгоняются. Можно ехать на скорости 100 км/ч по прямой дороге или на первой передаче по сложному участку;
- угол вилки для комфортного маневрирования на минимальной скорости;
- фонарь и фара. Гонки нередко проводят поздно вечером, поэтому байкеру потребуется свет. На эндуро можно ездить и по дорогам общего пользования;
- электростартер – обязательный элемент любого спортивного мотоцикла. Часто такие байки поставляются с ПТС: это ТС двойного назначения для вождения в городском трафике и передвижения за городом. Помимо светотехники они оснащены подножками, клаксонами, зеркалами. Такие модели относятся к классу «дуал спорт», они подходят для любителей.
Кросс или эндуро: что выбрать?
Осталось ответить на главный вопрос: что выбрать – эндуро или быстрый и легкий кроссовый байк? Ответ в данном случае очевидный: выбирайте ТС, которое подойдет для решения конкретно ваших задач:
- планируете преодолевать грязь, леса, овраги? Мечтаете о длительных заездах по непроходимым местам? Занимаетесь экстремальным туризмом? Любите преодолевать сложные рельефы? Тогда выбирайте эндуро;
- хотите ездить по пересеченной местности? Наслаждаетесь ровными трассами? Любите скорость? Отдавайте предпочтение кроссовому мотоциклу.
-
Еще одна разница – металлическая защита рук. Для кроссового байка эта деталь будет лишней: на трассе нет веток, а при неверном приземлении рука застрянет. Для эндуро это функциональная защита: она защищает от ветра, веток, при падении – руль не уйдет в песок, грязь.

Особое внимание уделите выбору объема мотора. Для новичков не подойдут слишком мощные мотоциклы – достаточно 250 кубов. А опытным байкерам можно присмотреться к мощным ТС.
Если ищете простое в обслуживании транспортное средство, выбирайте модели с карбюраторными движками. Если планируете ездить на двухколесном круглогодично, обратите внимание на мотоциклы с инжекторным движком.